Вопрос N 23757
18-10-2024
Татьяна (Северодвинск)
Добрый день! Помогите, пожалуйста, подобрать источники по вопросу: методы привлечения интереса к изучению культуры и истории Арктики.
Ответ библиотекаря:
Здравствуйте, Татьяна.
Простите, что заставили вас долго ждать ответ. Предлагаем следующий список литературы:
- Березина, М. Курс арктиковедения для школ разработали в нацпарке «Русская Арктика» : Уже готовы материалы для первых-четвертых классов / Мария Березина // Архангельск. – 2022. – 1 сент. (№ 34). – С. 9.
- Березина, М. Что такое хорей : национальный парк «Русская Арктика» представил «Арктическую азбуку» : [книгу для школьников младших классов разрабатывали специалисты нацпарка, учителя архангельской школы № 45 и ученые САФУ, ее издание является составной частью проекта «Арктиковедение» – элективного курса по изучению школьниками Арктики] / Мария Березина // Архангельск. – 2019. – 10 янв. (№ 1). – С. 10.
- Большакова, Л. В. Архангельская область – ворота в Арктику : [Электронный ресурс] : урок краеведения. 4-й класс / Л. В. Большакова // Северная Двина. – 2015. – № 3 (май-июнь). Электрон. прил. к журн.: с. 20-27.
- Бызова, Н. М. Приближая Арктику : книга для чтения / Н. М. Бызова ; под общ. ред. А. Г. Кирилова. – Архангельск ; Москва : PressPass, 2021. – 142 с. Аннотация: В учебном пособии для учащихся средней школы, в интересной и доступной форме, обобщен материал об уникальных природных объектах Русской Арктики, истории ее открытия и освоения. Реализация программы «Арктиковедение» требует от учащихся дополнительных знаний, расширяющих представление об Арктике. Методический аппарат учебного пособия позволяет организовать разнообразные виды деятельности учащихся как на уроках, так и во внеклассной деятельности. (1531204 – РС 1531205 – ОУДФ 1531845 – ОБО)
- Вехов, Н. В. Географическая загадка Арктики. «Земля Санникова» – миф или реальность? / Н. В. Вехов // География и экология в школе XXI века. – 2006. – № 6. – С. 27-36. Аннотация: Среди многочисленных географических и исторических загадок, которыми до сих пор богаты даже современные карты это – загадка «Земли Санникова». С детства нам знакомы и выдающееся произведение В. А. Обручева, и фильм с одноименным названием. А вот что из себя представляет эта загадка, интересно и школьникам и учителям. Урок по истории географических открытий.
- Желомко, Р. Интересные уроки прошли в школах района : На них школьникам рассказали об Арктике и Петре Первом / Р. Желомко // Звезда. – 2021. – 21 окт. (№ 42). – С. 5.
- Захарова, Н. Словарь для новых Чилингаровых : в архангельской школе № 45 презентовали «Арктическую азбуку» : [книгу для школьников младших классов разрабатывали специалисты нацпарка "Русская Арктика", учителя архангельской школы № 45 и ученые САФУ, ее издание является составной частью проекта «Арктиковедение» – элективного курса по изучению школьниками Арктики] / Наталья Захарова // Архангельск – город воинской славы. – 2019. – 30 янв. (№ 6). – С. 4.
- Любарский, А. Н. Патриотическое воспитание учащихся на примере изучения истории полярных исследований / А. Н. Любарский // География в школе. – 1999. – № 6. – С.77-83.
- Митина, Е. Г. Элективный курс «Исследователь Арктики»: дистанционная поддержка исследовательской деятельности обучающихся / Е. Г. Митина, Е. А. Брокарева // Биология в школе. – 2023. – № 8. – С. 40-49. Аннотация: В статье отражены особенности реализации элективного курса «Исследователь Арктики» в условиях требований ФГОС ООО. Авторами описываются механизмы дистанционной поддержки исследовательской деятельности, представлено описание содержания элективного курса, указан перечень практических работ, ориентированных на развитие исследовательских навыков обучающихся VII–X классов по изучению арктических экосистем.
- Неверова, М. «Арктическая азбука» : [«Русская Арктика» вошла в число победителей в номинации «Экологическое воспитание и просвещение» с проектом интерактивного словаря для младших школьников «Арктическая азбука»] / Мария Неверова // Новодвинский рабочий. – 2020. – 23 дек. (№ 49). – С. 11.
- Портнягина, М. Д. Формирование образа Арктики в современном российском обществе / М. Д. Портнягина // Арктика: общество, наука и право : материалы форума с международным участием «Арктика: общество, наука и право». – Санкт-Петербург, 2020. – С. 186-191. (1535200 – ОУДФ)
- Программа курса внеурочной деятельности «Арктиковедение» для начальной школы : учебное пособие / И. Ф. Полякова, Л. В. Большакова, Н. М. Бызова [и др.]. – Архангельск, 2019. – 31 с. Аннотация: Цель программы курса внеурочной деятельности «Арктиковедение» для начальной школы – способствовать патриотическому воспитанию обучающихся через формирование целостной картины мира на основе изучения природы, культуры и истории освоения Арктики. (1537281 – ОЭ)
- Просто об Арктике : активити-викторина / авт.-сост.: Наталья Мельникова. – Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2023. – 96 с. Аннотация: Что мы знаем об Арктике? Чем она важна и интересна для нас? Почему она веками и страшила человека, и притягивала? Почему о ней уже столько всего известно, но тайн и загадок, похоже, меньше не становится? По каким причинам ей уделяется столько внимания и в России, и во всем мире, и чуть ли не каждая страна хочет получить свой «кусочек Арктики»? Вопросы-вопросы-вопросы!!! Ответить на них доступно и интересно попыталась Коми республиканская типография в книге «Активити-викторина. Просто об Арктике»! Книга адресована, прежде всего, подрастающим поколениям, но представит немалый интерес для всех, кто стремится познакомится с Арктикой. В наше время она постоянно на слуху, но многие знают о приполярных и полярных территориях России крайне мало – возможно, в том числе потому, что с ними связано бессчетное количество знаний, к которым сложно подступиться. Это издание просто и понятно расскажет вам об Арктике самое основное, увлекательное и полезное. (1537902 – РС)
- Старостина, Е. Н. Арктический компонент как средство формирования географического образа родины у детей младшего школьного возраста / Е. Н. Старостина, А. О. Чухчина // Арктические исследования: от экстенсивного освоения к комплексному развитию : материалы I Международной молодежной научно-практической конференции : в 2 томах. – Архангельск : САФУ, 2018. – Т. 1. – С. 319-323. (1499590 – РС 1499591 – ЦМИР)
И еще ряд источников со ссылками на полные тексты:
- Аксенова, И. В. Роль и значение изучения особенностей арктического региона в формировании исследовательской компетенции обучающихся, расширении и углублении их кругозора / И. В. Аксенова // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. – 2014. – № 2. – С. 79-80.
- Бертош, А. А. Арктический туризм: концептуальные черты и особенности / А. А. Бертош // Труды Кольского научного центра РАН. – 2019. – Т. 10, № 7-17. – С. 169-180.
- Волкова И. С. Исследовательская деятельность школьников по географии Арктики и Антарктики / И. С. Волкова // Problems of Modern Education : Materials of the X international scientific conference. – Prague, 2019. – С. 64-70.
- Гаськова, К. А. Образы животных Арктики, как источник вдохновения для создания талисманов Олимпийских игр 1980 и 2014 годов / К. А. Гаськова, Н. В. Мардусина // Либерально-демократические ценности. – 2023. – Т. 7, № 1. – С. 16-21.
- Ершова, Н. А. Популяризация арктических исследований в деятельности "Архангельского общества изучения Русского Севера" / Н. А. Ершова // Арктика: история и современность : труды Второй международной научной конференции. Часть I. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 85-95. (Требуется регистрация на сайте).
- Комарова, Н. Г. Памятники истории и культуры как свидетельства утверждения России в Арктике / Н. Г. Комарова, О. В. Мякокина // Вестник Московского университета. Серия 8: История. – 2015. – № 4. – С. 85-96. (Требуется регистрация на сайте).
- Лукьяненко, Е. В. Образный язык фарфора как средство пропаганды культурных доминант (опыт Советского Союза в формировании привлекательного имиджа Арктики) / Е. В. Лукьяненко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2024. – № 3(884). – С. 155-162.
- Овсянникова, Е. В. Программа заповедного курса «Элективная Арктика» / Е. В. Овсянникова // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы : Сборник 4. – Москва, 2009. – С. 6-9.
- Рычкова, Н. С. Искусство, как способ решения Арктических проблем / Н. С. Рычкова, М. В. Петрушина, Н. К. Алимова // Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России : материалы V научно-практической конференции. – Москва, 2024. – С. 289-305.
- Соловьева, Т. А. Образ Арктики у современных подростков / Т. А. Соловьева // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 6. – С. 92-97. (Требуется регистрация на сайте).
- Сорокина, А. А. Использование кейс-технологии в процессе изучения арктических регионов в школьном курсе географии / А. А. Сорокина, Т. В. Вага // Географические науки и образование : vатериалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. – Астрахань, 2020. – С. 3-7. (Требуется регистрация на сайте).
- Тимошенко, Д. С. Брендинг арктических туристских дестинаций в России / Д. С. Тимошенко // Арктика и Север. – 2021. – № 42. – С. 257-270.
- Усов, А. А. Образ Арктики в современной социокультурной ситуации Архангельской области / А. А. Усов // Сборник тезисов участников форума "Наука будущего - наука молодых. Том 1. – Нижний Новгород, 2017. – С. 91-92.
- Эртель, А. Б. Особенности изучения Арктического сектора России в процессе проведения сетевых образовательных проектов для школьников / А. Б. Эртель, О. Д. Федотова // Научный вестник Арктики. – 2020. – № 8. – С. 79-83. (Требуется регистрация на сайте).
- Юркова М. В. Арктический аспект формирования региональной идентичности жителей Архангельской области / М. В. Юркова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2018. – № 29. – С. 163-170.
Всего доброго..